Мили Гьен (Gjon Mili) - Албано-Американский фотограф

В наши дни ничтожно мало фотографов занимаются съемкой  на фотокамеру событий, которые длятся ничтожные доли секунды. А в начале прошлого века о такой возможности можно было только мечтать. Первым же открыл миру всю красоту и волшебство  мгновенной фотографии человек, чья популярность была безгранично велика, но по стечению обстоятельств и к нашему величайшему сожалению, канула в толще веков. Это Албано-Американский фотограф Гьен Мили (Gjon Mili).

Гьен Мили (Gjon Mili) родился 28 ноября 1904 году в городе Корче провинции Манастир (Вилайет) Османской империи Манастир (Вилайет) (ныне Албания). Его родителями были Васил Мили и Виктория Цекани. Спустя несколько лет его семья переехала в Румынию. Здесь прошло его детство и юность Мили. Образование Гьен получил в  Георгий Лазарь Национальный колледж в Бухаресте. В 1923 году Гьен Мили эмигрировал в Соединенные Штаты Америки и поступил в Массачусетский технологический институт на электротехнический факультет.

Здесь же Мили начал увлекаться фотографией. В конце 1930 годов в журнале "Life" постепенно начали появляться снимки фотографа Гьена Мили. Это были первые годы восхождения к славе, как журнала, так и фотографа.

В 1937 году Мили познакомился с профессором Гарольдом Юджином Эджертоном, который разработал технику мгновенной съемки.

Эджертон стал первым использовать в фотографии стробоскоп (прибор производящий быстро повторяющиеся световые импульсы) и получил такие знаменитые снимки как «Капля молока», «Пуля, прорезающая карту» и многие другие. Его фотографии с выдержкой одна стотысячная секунды вызвали большой научный интерес и показали красоту ранее невидимого мира. Но музой Эджертона была наука, его целью были лишь факты. Поэтому он с радостью уступил лавры фотохудожника Гьену Мили, который соединил в своем творчестве науку и гармонию. Он искренне радовался, что живет во времена, когда фотография развивается семимильными шагами, заставляя постоянно экспериментировать и искать новые подходы. Гьен с великим энтузиазмом взялся воплощать эстетические аспекты мгновенной фотографии.

 

Мили неплохо играл на гобое, освоив этот довольно сложный музыкальный инструмент самостоятельно. Он был вхож в артистические и музыкальные круги Америки. И, конечно же, использовал это в своем фотографическом творчестве. Но особое предпочтение Мили отдавал съемкам танцев.

 

Увлечение мгновенной фотографией и стробоскопом продолжалось почти десятилетие. После чего фотографу это наскучило. По его словам, он выжал из метода все что мог, а повторятся, не было желания. Гьен стал ассистировать знаменитому фотографу Эдварду Уэстону. Но вскоре отделился, и в роли свободного фотохудожника проявил себя во многих интересных стилях: портретном жанре, фотожурналистике, спортивной фотографии. В его творчестве прослеживаются и эксперименты с  техническими приемами, такими как, работа с выдержкой, экспозицией, техничная проработка сюжетов и т.д., что добавляет его фотографиям изысканности. Периодически  работы  Гьена Мили появляются на страницах различных журналов, в том числе, и уже известного нам фото-издания «Life».

В 1958 году Гьен был назван одним из десяти лучших фотографовсовременности по версии журнала «Popular Photography». Он фотографирует Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Френка Синатру, Артура Рубинштейна и многих других представителей элиты.

В 1960 году свет увидела книга с его фотографиями – «Магия оперы» («The Magic of Opera»), а в 1970 году «Третье измерение Пикассо» («Picasso's Third Dimension»).

Случайная встреча эмигрировавшего испанского художника и албано-американского фотографа была увлекательнейшим сотрудничеством.

В 1949 году штатный фотограф журнала LIFE Гьен Мили навестил Пикассо в его доме на юге Франции. Сам будучи новатором, Милирассказал Пикассо об одной из его фотографических техник: как он прикреплял небольшой фонарик к лезвиям коньков и снимал фигуристов, танцующих в темноте, и как изящные полосы света проявлялись на изображении. Естественно, Пабло, будучи увлекающейся многогранной личностью, был крайне заинтригован.

«Пикассо (пишет журнал LIFE) дал Мили 15 минут проделать один эксперимент. Он был так очарован результатом, что позировал на протяжении пяти сессий, сделав 30 рисунков кентавров, быков, греческих профилей и своих автографов. Гьен Мили фотографировал в затемненной комнате, используя две камеры: одну – для бокового ракурса, другую – для фронтального. Он оставил открытыми ставни, чтобы ловить полосы света, льющиеся сквозь пространство.»

Серии фотографий, известные с тех пор как «рисунки светом» Пикассо, были сделаны при помощи маленького электрического фонарика в темной комнате; на самом деле изображения исчезали также скоро, как и создавались – но они живут до сих пор, десятилетия спустя, на завораживающих фотографиях Мили. Многие из них также были выставлены в  Музее Современного искусства в Нью-Йорке в 1950 году.

Другим серьезным увлечением этого бесспорно талантливого человека было кино. В 1945 году вышел его фильм «Jammin' the Blues», в котором Мили рассказывал о знаменитых джазовых музыкантах первой половины 20 века. Этот фильм даже был номинирован на премию Оскар. 

В 1970-х годах о Гьене Мили стали забывать, журналы почти перестали печатать его фотографии, выход книги «Гьен Мили: Фотографии и воспоминания» («Gjon Mili: Photographs and Recollections») в 1980 году остался практически незамеченным. 

Умер Гьен Мили 14 февраля 1984 года. Уход мастера случился тихо, об этом мало кто узнал.

Новая волна интереса к фотографии, а заодно и к Гьену Мили проявилась в конце XX – начале XXI века. В Албании ежегодно присуждается Премия имени Гьена Мили, в США в Массачусетском технологическом институте проводится фотографический конкурс имени Эдгертона и Мили.

И еще, ознакомившись с творчеством Гьена Мили, я бы отнес его к основоположнику очень популярного в социальных сетях жанру "котики"). Тематике кошачьих посвящено не мало его работ

Фотографии фотографа Гьена Мили (Gjon Mili).

 

tags:

 

Яндекс.Метрика
Back to Top