Ньюман Арнольд (Arnold Newman, 1918-2006) - американский фотограф, создатель особого жанра фотографии - портретной съёмки в естественной обстановке

Фотограф Арнольд Ньюман (Arnold Newman, 1918-2006)  родился в Нью-Йорке 3 марта 1918 года. Его отец был мелким коммерсантом: сначала шил и продавал одежду, позже управлял несколькими маленькими гостиницами. 1930-е годы были тяжким временем для мелкого бизнеса, но когда у Арнольда обнаружились художественные наклонности, отец не жалел средств на их развитие. С 1936 года он изучал живопись вУниверситете Майами, однако в 1938 году был вынужден оставить учёбу из-за финансовых проблем в семье и по совету своего друга приступил к работе фотографа в Филадельфии. 

Три года Арнольд Ньюман работал в очень дешевых студиях. В то время клиент платил за фотографию 49 центов и, хотя работы было хоть отбавляй – иногда приходилось делать более сотни портретов в день, молодой фотограф на первых порах получал менее 20 долларов в неделю. 

С самого начала его неприятно удивил тот факт, что все фотографии смотрятся одинаково, ничего не сообщая о личности портретируемого: «Вы смотрите на фотографию президента Тафта в Белом доме и видите, что она могла быть снята в любом офисе в любой точке земного шара». Портрет в лучшем случае раскрывал внешность модели, умалчивая о его профессии, пристрастиях, привычках и тому подобное. Это положение никак не устраивало молодого фотографа и уже в начале 1940-х годов он начал экспериментировать с тем, что позднее назовут «портрет в естественной обстановке» («environmental portraiture»).

В 1941 году Арнольд Ньюман показал свои фотографии Бьюмону Ньюхоллу, куратору нью-йоркского Музея современного искусства, автору «The History of Photography» – первой иллюстрированной книги по истории фотографии, и его жене Нэнси Ньюхолл, автору ряда критических статей о фотоискусстве. Супруги пришли в абсолютный восторг и посоветовали молодому человеку показать свои работы Альфреду Стиглицу. 

«Бог» одобрил работы 23-летнего фотографа и отправил его к владельцу маленькой, но популярной галереи «A-D» Роберту Лесли. В том же году состоялась первая выставка Ньюмана и Музей Современного Искусства Нью-Йорка приобрел несколько его работ. Даже в наше время это было бы знаковым событием для фотографа, а в начале 1940-х годов, когда фотография только пробивала себе дорогу в музеи, значение этого события трудно переоценить.

С этого времени карьера Арнольда Ньюмана «пошла» – иногда стремительно, иногда стабильно, но всегда вверх. Он фотографировал знаменитостей, среди которых были служители искусства – писатели, артисты, художники, даже фотографы; политики – на его счету более 10 президентов США, не считая всяких министров и сенаторов; финансисты и промышленники – Иван Бески, потрясавший своими наглыми авантюрами американский рынок акций (Ньюман называл проведенный с Бески час самым трудным в своей жизни), ну и конечно Альфред Крупп, о котором я расскажу ниже.

После Второй мировой войны Ньюман был одним из самых известных в Америке фотографов-портретистов. В конце 1945 года в художественном музее Филадельфии открылась выставка «Как выглядят художники» («Artists Look Like This») пользовавшаяся невероятным успехом. Его фотографии не сходили со страниц и обложек ведущих журналов – «Harper's Bazaar», «Life», «Newsweek», «Vogue», «Look», «Time» и многих других.

В 1946 году «Harper's Bazaar» заказал Ньюману портрет композитора Игоря Стравинского. «Это было одним из самых важных событий в моей жизни», – вспоминал фотограф. Композиция (лучше сказать – компоновка) фотографии проста, но очень тщательно выверена – ничего лишнего. По словам Ньюмана она напоминает тщательно выверенные композиции самого Стравинского. При этом он отмечал, что это скорее символический чем «environmental» портрет – но это замечание скорее говорит о ненависти мастера к ярлыкам.

Удивительно, но «Harper's Bazaar» отказался публиковать эту фотографию. При этом ее не принял сам Алексей Бродович, в то время непререкаемый авторитет в мире глянцевых журналов, обладавший непревзойденным чутьем на фотографов и фотографии. Позже Ньюман пытался свалить ответственность на главного редактора журнала Кармел Шоу, которая «всегда хотела сделать все по-своему». Как бы то ни было, снимок остался в полном распоряжении фотографа и, став знаменитым, принес ему немалые дивиденды.

Через несколько лет Ньюман вновь фотографировал Стравинского. При встрече великий композитор обнял великого фотографа и воскликнул: «Господин Ньюман, вы сделали меня известным». «Это был один из самых невероятных моментов в моей жизни», – вспоминал Ньюман. Надо сказать это уникальный случай в истории фотографии – я могу его сравнить только с заявлением Авраама Линкольна о том, что его сделала президентом фотография Мэттью Брэди.

Два мастера еще не раз будут работать вместе: первой большой публикацией Арнольда Ньюмана станет фотоальбом «Браво Стравинский» («Bravo Stravinsky») вышедший в 1967 году.

В 1954 году, путешествуя по Европе, Ньюман посетил знаменитого художника Пабло Пикассо. Вместо рекомендаций он захватил с собой небольшую книгу фотографий, посмотрев которые Пикассо заявил: «Эти фотографии мне знакомы. Вы должны меня сфотографировать». Они провели вместе несколько часов, Ньюман сделал бессчетное количество фотографий, придумав и воплотив несколько концепций художника. «Из всех кого я фотографировал, только Пикассо можно назвать человеком с пронзительным взглядом», – рассказывал он. Фотограф был так очарован этим открытием, что из первоначально «портрета в естественной обстановке» он обрезал все лишнее, оставив только взгляд – и в самом деле пронзительный, почти «демонический».

Арнольд Ньюман посвятил фотографии без малого семьдесят лет жизни, не прекращая работать практически до самой смерти.

Арнольда Ньюмана часто называют «Мастером идеальных композиций».

  

tags:

 

Яндекс.Метрика
Back to Top