Бонфис Феликс (Felix Bonfils, 1831-1885) - знаменитый французский фотограф
8 марта 1831 года родился знаменитый французский фотограф Феликс Бонфис
1860 год оказался переломным в жизни Феликса Бонфиса (Felix Bonfils, 1831-1885). Переплетчик по профессии, он провел этот год на военной службе в Ливане. Там он стал заниматься фотографией и это увлечение, а также его знакомство с Ближним Востоком решили его дальнейшую судьбу. В 1867 году Бонфис с женой и двумя сыновьями переехали в Ливан. Вскоре они поселились в Бейруте и открыли фотостудию «Дом Бонфисов» («Maison Bonfils»).
Студия Феликса Бонфиса вскоре стала самой богатой и прибыльной фотостудией на Ближнем Востоке. По словам Бонфиса за первые четыре года он изготовил более 15,000 фотографий и 9,000 стереофотографий. Вместе со своей женой и сыном он объездили всю Османскую империю, снял множество исторических памятников, городских и природных ландшафтов, групповых и одиночных портретов местных жителей. Бонфис издал множество фотоальбомов, как правило, посвященных какому-нибудь городу или региону. Фотографии и альбомы пользовались большой популярностью у обеспеченных местных жителей и путешественников, благодаря которым «Дом Бонфисов» стал известным по всему миру. Воодушевленный успехом, Бонфис решил открыть еще одну студию — на этот раз на юге Франции.
«Дом Бонфисов» был семейным бизнесом — жена и сын всегда помогали главе семейства во всех его начинаниях. Когда Феликс Бонфис умер в 1885 году, они продолжили семейное дело. Студия просуществовала еще более 30 лет — до 1916 года, пока Первая Мировая Война не вынудила семейство Бонфисов покинуть Ливан.
В 1867 году Феликс Бонфис покинул свой дом на юге Франции и переехал со своей женой Лидией и двумя маленькими детьми в Бейрут. Феликс был немного знаком с Ливаном, служив там во французской армии. Он и Лидия считают, что горячий, сухой климат страны будет полезен для их мальчика, Адриана, который страдает от респираторных заболеваний. Вскоре после их прибытия, Феликс и Лидия основали одну из самых известных и самых удачных коммерческих фотостудий своего времени.
Maison Bonfils, как это стали называть, в конечном счете сделал несколько значительных альбомов, а также десятки тысяч отпечатков и стерео-фотографий. В 1871 году, после скудных четырех лет пребывния семьи в Ливане, Феликс написал письмо во Французское общество фотографии, в котором он сообщил, что его студия подготовила 591 негатив из различных мест по всему восточному Средиземноморью, “главным образом фотографии Иерусалима”, а так же виды Египта, Сирии, Греции. Эти негативы, помимо этого, содержали15 000 индивидуальных фото и 9 000 отпечатков стерео изображений. Один современный историк фотографии с восхищением отметил “удивительно энергичную деятельность” Бонфиса.
Благодаря завещанию преподавателя начала ХХ века Рудольфа-Эмста Брюннов (Rudolf Emst Brünnow), коллекция редких книг библиотеки Firestone Принстонского университета владеет более чем 800 фотографиями Бонфиса. Поскольку научной специализацией Брюннова была римская провинция Аравия, о которой он опубликовал большое трехтомное исследование, большинство фотографий в его архиве с Ближнего Востока. Наряду с многочисленными видами Иерусалима, Дамаска и Бейрута, коллекция включает 42 вида Афин. Эти последние были сделаны Бонфисом в течение двух визитов в город, в 1868 и 1875, и отображают основные памятники, в частности те, что расположены на и вокруг Акрополя.
С объективной точки зрения, фотографии Бонфиса дают ценную информацию о состоянии древних памятников и городского ландшафта в Афинах и городах Ближнего Востока более 125 лет назад. Кроме того, они иллюстрируют наиболее важные остановки на маршруте путешественника и предпочтительные точки обзора, с которых памятники и города были сняты. Сегодня мы можем оценить такие фотографии и как в красивые композиции, и как документы, которые помогают понять культурную историю девятнадцатого века. В 1877 году в предисловии к Souvenirs d’Orient, альбомe фотографий, опубликованных Бонфисом, писатель Georges Charvet провозгласил: “философ и ученый захочет остановиться и поразмышлять перед этими старыми следами исчезнувших веков, которые отражают историю лучше , чем сама история “.