Арбус Диана (Diane Arbus) (1923-1971) - Американский фотограф Дайана Арбус
Диана Арбус (Diane Arbus, 14 Марта 1923 - 26 июля 1971) (урождённая Диана Немеров) родилась в богатой еврейской семье в Нью-Йорке и росла вблизи престижных нью-йоркских районов Парк-Авеню и Центрального Парка. Ее дед Мейер Немеров уехал из России, не подчинившись воле своих родителей вступить в брак с выбранной для него еврейской девушкой, и женился на своей возлюбленной. Также поступила и Дайана: едва дождавшись совершеннолетия, она (естественно против роли родителей) вышла замуж за будущего актера Алана Арбуса, которого любила с 14 лет. В это время и проявился интерес Дианы к фотографии.
В 1943 году Алан Арбус начинает обучаться фотографии, поступив на курсы при армейской службе. Постепенно он приобщает к занятиям фотографией и свою супругу, подарив первую в ее жизни фотокамеру. В 1946 году они вместе открыли в Нью-Йорке студию модной фотографии, которая называлась «Диана и Аллан Арбус» («Diane & Allan Arbus»). Супруги распределили между собой обязанности. Алан занимался технической стороной фотографии, нажимая на «спуск», проявляя пленку и печатая фотографии. Диана же выступала в роли художественного руководителя.
Их студия была весьма успешной, однако в ходе совместной работы супруги замечали, что конечный результат практически никогда не нравился им обоим одновременно. Алан и другие фотографы того времени придерживались основных тенденций модной фотографии, заключавшихся в достаточно строгой постановке моделей и соблюдении жесткий условий освещенности. Диана Арбус же в своих экспериментах отщелкивала пленку за пленкой лишь для того, чтобы выхватить какую-то идею или интересное, необычное содержание.
Рутинная студийная работа ей вскоре наскучила. Она начала посещать мастер-классы именитых фотохудожников, но, в конце концов, так и не смогла найти себя в мире рекламы и моды. Творческие разногласия стали причиной того, что в 1957 году супруги Арбус закрыли фотостудию и прекратили совместную работу. Спустя два года Диана и Алан расстались друзьями, развелись же они только в 1969 году.
После безуспешных попыток «найти себя» в фотографии, Диана познакомилась с Лизетт Модел, занимавшейся социальной фотографией. Это знакомство стало поворотным событием в творчестве Дианы Арбус. Уже после нескольких занятий фотографии Арбус совершенно изменились и прибрели тот особый стиль, которым восхищаются сегодня многие фотографы и искусствоведы. С этого момента Диана Арбус начала свою независимую карьеру фотографа, при этом ее бывший супруг, несмотря на произошедшее расставание, ведал ее финансовыми делами и отвечал за техническую исправность фототехники.
После развода спектр интересов Дайаны Арбус смещается в сторону невыдуманной и зачастую очень жесткой реальности. Главные герои ее фотографий — представители самых различных слоев американского общества, и чаще всего — люди с «обочины» этого общества. Дайана намеренно выбирала для своих снимков людей с теми или иными отклонениями от общепринятой нормы. Она фотографирует карликов и великанов, нудистов и трансвеститов, обитателей приютов для престарелых. Ее привлекает эротика, она фотографирует сексуальные оргии, сцены сексуального уничижения.
С конца 50-х годов Диана начала бродить по городским улицам в поисках людей, физически или морально непохожих на других, либо просто в надежде найти что-то интересное в повседневной жизни рядовых американских граждан. Главными героями ее фотографий становятся проститутки, нудисты, близнецы, уроды и трансвеститы. Все фотографии Дианы Арбус смотрятся несколько сюрреалистично. Она никогда не просила своих моделей принять какую-либо определенную позу во время съемок, просто завязывала с человеком непринужденную беседу, а затем в процессе улавливала тонкий момент для того, чтобы сделать снимок.
Диана Арбус говорила: «Я не люблю организовывать, подготавливать. Когда стою перед чем-либо, вместо того, чтобы организовывать это – я готовлю себя». Она умела втираться в доверие, в результате чего даже совершенно незнакомые люди приглашали ее к себе домой, подолгу говорили с Дианой, раскрывая ей душу. Фотокамера и личное обаяние открывали перед ней все двери. В фотографии Диану Арбус интересовала, прежде всего, реальность, она стремится запечатлеть детали повседневной жизни своих героев. Она никогда не боялась фотографировать уродцев, поскольку считала, что: «Большинство людей проходят через жизнь, страшась травматического опыта. А уроды родились с травмой. Они уже прошли жизненную проверку. Они – аристократы».
Среди наиболее известных фоторабот Дианы Арбус можно отметить такие снимки, как «Еврей-великан со своими родителями дома в Бронксе, Нью-Йорк», «Мальчик с игрушечной гранатой в руке», «Девочки-близнецы» и другие. Необычные фотографии Арбус скоро привлекли внимание широкой публики и художественной критики. Кто-то открыто критиковал ее работы, не находя в них никакой художественности или фотографического мастерства, другие же искренне восхищались ее талантом.
В 60-е годы фотографии Дианы Арбус впервые были выставлены в нью-йоркском Музее современного искусства. Снимки Дианы Арбус начали печататься в таких популярных изданиях, как Harper’s Bazaar, Esquire и New York Times. К началу 70-х годов было опубликовано около трехсот ее фотографий. Таким образом, Диана Арбусстановится одним из самых известных американских фотографов. Работы Дайаны Арбус, обладавшие поразительной силой воздействия, вызвали повышенный интерес как у публики, так и у художественной критики. В 1960-х годах она получает несколько грантов фонда Гуггенхейма, которые помогают ей продолжить работу над своими фотографическими проектами. К началу 1970-х Дайана была одной из самых известных женщин-фотографов Америки.
Диану Арбус относят к числу наиболее выдающихся фотографов XX столетия, хотя ее творчество до сих пор остается предметом ожесточенных споров и дискуссий. Американка русско-еврейского происхождения добровольно покинула этот мир на пике славы, так и оставшись неразгаданной загадкой для своих современников. С помощью своей фотокамеры Диана Арбус исследовала окружавший ее мир, выискивая необычных людей и представителей различных субкультур. Доведя свое мастерство до совершенства, она сумела создать собственный уникальный стиль в фотографии, далекий от гламура, наигранности и лоска послевоенной Америки.
К сожалению, находясь на вершине своей творческой карьеры, Диана решает покончить жизнь самоубийством. 26 июля 1971 года она принимает огромную дозу барбитуратов и вскрывает себе вены. До этого в течение нескольких лет она мучилась от гепатита и постоянных депрессий, сопровождавшихся страшными головными болями. Два – три последних года своей жизни Диана провела на таблетках. Ей казалось, что она все еще делает слишком мало в фотографии, Диана чувствовала себя разочарованной и раздавленной.
Надо отметить, что истинные причины ее самоубийства до сих пор остаются загадкой. Ее уход из жизни на вершине славы казался таким нелепым и странным, что даже появилась легенда, согласно которой Диана после приема препаратов и вскрытия вен фотографировала себя, чтобы снять все стадии своего постепенного угасания. Но легенда так и осталась легендой, поскольку никаких фотографий после ее смерти найдено не было. Лизетт Модел предполагала, что ее талантливая ученица на самом деле страдала одной из форм шизофрении.
Удивительно, но имя Дианы Арбус стало по настоящему знаменитым только после ее трагического ухода из жизни. Ее работы словно обрели вторую жизнь, а сама она и после своей смерти остается чрезвычайно востребованным фотографом. В 1972 году вышел альбом ее фотографий, который впоследствии неоднократно переиздавался. Выставки с фотоработами Дианы Арбуспроходят в Соединенных Штатах, Канаде и Европе. Ее творчеству было посвящено множество книг, исследований и документальных фильмов. В 2006 году вышел художественный фильм "Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус" с Николь Кидман в главной роли, основанный на одном из биографических романов о Диане Арбус.
Фотографии сделанные Дианой Арбус (Diane Arbus)