Стейхен Эдвард (Edward Steichen, 1879-1973) - признанный мастер фотографии
Фотограф Эдвард Стейхен (Edward Steichen, 1879-1973) родился 27 марта 1879 года в Люксембурге. Ему было 18 месяцев, когда его родители эмигрировали в США и поселились в городе Ханкок (штат Мичиган), где отец будущего фотографа устроился работать на медный рудник. Еще в школе Эдвард увлекся рисованием и живописью, а получив аттестат о среднем образовании, несколько лет работал в литографической компании в Милуоки (штат Висконсин), сделав карьеру от подмастерья до дизайнера.
В 1895 году Эдвард Стейхен «просто из любопытства» приобрел фотокамеру. Его первые фотографические опыты трудно было назвать удачными, позже он с улыбкой вспоминал, что из его первой пленки получился один единственный кадр, да и то далеко не шедевр. Отец уговаривал его бросить эту «бесплодную затею», но к счастью для нас молодой человек остался глух к «доводам разума» и к родительским увещеваниям.
В 1890-е годы Стейхен был постоянным посетителем библиотеки, где самостоятельно изучал историю искусства. Его кумирами в то время были английский художник и скульптор, мастер мифологических и аллегорических полотен Джордж Фредерик Уотс, французский живописец, один из основателей импрессионизма Клод Моне, а также английский художник Джеймс Эббот Макнил Уистлер который по праву считается одним из ключевых предшественников импрессионизма и символизма. Молодой человек не пропустил ни одного выпуска журнала Альфреда Стиглица «Camera Notes» выходившего с 1897 по 1903 год. Он открыл для себя пикториализм, понял, что назначение фотографии простирается далеко за простое копирование реальности. Именно тогда начал формироваться стиль раннего Стейхена – размытые силуэты людей, туманные картины городских и природных ландшафтов, неясные как будто невесомые фрагменты.
Поначалу Стейхен был приверженцем пикториальной фотографии, в которой достиг больших успехов: в 2006 году одна из его ранних работ «Озеро в лунном свете» была продана на аукционе за 2,900,000 долларов. После Первой мировой войны под влиянием своего друга Альфреда Стиглица Стейхен отошел от пикториализма.
Эдвард Стейхен вошел в историю фотографии не только как признанный мастер, но и как организатор крупных международных выставок. Самой значительной из них была выставка «Род человеческий» («The Family of Man»), премьера которой состоялась в Нью-Йорке в 1955 году. Стейхен обратился в фотографические организации разных стран с просьбой прислать ему снимки, показывающие человеческую жизнедеятельность в самых разных ее проявлениях. Со всех концов земли пришло более двух миллионов фотографий! Стейхен со своими ассистентами сначала отобрал четыре тысячи, а впоследствии сформировал окончательную экспозицию из пятисот трех снимков. Заставкой выступила знаменитая фотография Вернера Бишофа: мальчик–флейтист на дороге в Перу. Завершалось выставка одной из лучших работ Юджина Смита «Дорога в рай». Всего в выставке были представлены работы двухсот семьдесят трех фотографов из шестидесяти восьми стран. Среди экспонатов были работы знаменитых и никому не известных авторов. Экспозиция «Род человеческий» выставлялась в сорока странах, где ее посетило около десяти миллионов человек.