Виджи (Уиджи) (Артур Ушер Феллиг - Arthur Usher Fellig) - Фоторепортер

Фотограф Артур (Ушер) Феллиг (Arthur (Usher) Fellig), более известный как Виджи (Уиджи) (Weegee — звукоподражание звуку полицейской сирены), родился 12 июня 1899 года в семье Бернарда и Рахиль Феллиг. Он был вторым из семерых детей. Первые четверо родились в городке Злотнев, что под Лембергом (нынешний Львов). В 1906 году семья покидает Европу и перебирается в США, где на свет появляется еще трое детей.

На родине Бернард Феллиг учился, чтобы стать раввином. Но на новом месте пришлось браться совсем за другую работу. Начав с уличного продавца, обычного занятия эмигрантов в Нью-Йорке, Феллиг "дорос" до швейцара в доме, где в качестве платы за работу мог занимать квартиру с семьей. При этом он оставался приверженцем иудаизма и строго соблюдал обычаи, включая Шаббат, невзирая на риск для финансового благополучия семьи. В конце концов, Бернард смог закончить свое образование и стал раввином.

В 1913 году Артур Феллиг принимает решение оставить школу, чтобы помогать семье. Он идет в помощники к коммерческому фотографу. Через несколько лет он пробует себя в качестве уличного портретиста. По выходным фотографировал детей, используя для этого пони. Но эта деятельность быстро заканчивается, в том числе и из-за расходов на содержание пони. В 1917 году, в возрасте 18 лет Артур покидает дом.

В течение следующего года живет в миссиях и общественных парках. За это время он сменил множество мест работы: был помощником официанта, мыл посуду, был поденщиком и т.д. И не оставлял попыток найти работу в фотостудиях. В 1918 году его поиски увенчались успехом, и он принят в студию "Ducket & Adler", что на Гранд-стрит в Манхеттене в качестве лаборанта. Через три года, в 21 году,  Артур Феллиг получает место в лаборатории газеты New York Times, где и работает в течение двух последующих лет. С 1924 по 27 год совмещает работу лаборанта, печатника и фотографа новостей в Acme Newspictures (позднее вошедшей в United Press International).


В 1935 начинается период, который в дальнейшем прославит Артура Феллига, взявшего псевдоним Виджи (Weegee). Виджи становится фрилансером и освещает события, так или иначе связанные с полицейским штабом Манхэттена. Его репортажи о пожарах, автокатастрофах, убийствах и других происшествиях печатаются в крупнейших газетах Herald Tribune, World-Telegram, Daily News, Post, Journal-American, Sun и других. В 1938 году Виджи получает официальное разрешение установить в своем автомобиле полицейскую радиостанцию, что позволяет ему оперативно реагировать на сообщения о происшествиях и прибывать на место действия зачастую раньше полиции. Острые, бескомпромиссные фотографии быстро приносят фотографу всеобщую известность.

В 1941 году открывается выставка "Убийство - мой бизнес" в Лиге фотографов Нью-Йорка, а в 1942 году пять фотографий приобретаются Музеем Современного Искусства и включаются в экспозицию "Фотографии действия".


С 1935 по 45 год основной темой Виджи становится непарадная жизнь Нью-Йорка. Среди героев его снимков преступники, трансвеститы, участники автомобильных аварий и прочих происшествий. Но не нужно думать, что фотограф интересуется только криминальными новостями и происшествиями. В объективе его камеры и обычные жители города с их печалями и радостями.

Логическим итогом десятелетия в карьере фотографа становится выход книги "Обнаженный город" (Naked City; New York: Duell, Sloan & Pearce; Essential Books). В 1946 выходит книга "Люди Виджи" (Weegee's People; New York: Duell, Sloan & Pearce; Essential Books). Виджи читает курс лекций в Новой Школе Социальных исследований (Нью-Йорк). В этом же году Голливуд покупает права на название книги "Обнаженный город".

После женитьбы в 47 году на Маргарет Атвуд (Margaret Atwood), Виджи покидает Нью-Йорк и перебирается в Голливуд, где до 1952 года находится в качестве технического консультанта и исполнителя эпизодических ролей. В 50-м году развод с Маргарет, а еще через два года возвращение в Нью-Йорк.

В 1952 году начинается новый период творчества Виджи. В это время он работает над искаженными портретами знаменитостей и политических фигур, которые называет карикатурами. В книге "Обнаженный Голливуд" 53-го года эти портреты печатаются впервые, а еще через год они появляются в журнале Vogue.


В 1957 году после того, как врачи обнаруживают у фотографа диабет, Виджи перебирается на 47-ю улицу к Вильме Уилкокс (Wilma Wilcox), которая остается его компаньоном до его смерти.

1958-68 весьма насыщенные годы в жизни Виджи. Он консультирует Стенли Кубрика в его новом фильме, активно путешествует по Европе - читает лекции, участвует в выставках, демонстрирует фильмы и книги. В 59-м предпринимает тур с лекциями по СССР; в 60-м на Западногерманской Фотокине демонстрируется выставка "Карикатуры  великих"; в 61-м выходит автобиография "Виджи о Виджи" (Weegee by Weegee; New York: Ziff-Davis); в 62-м еще одна выставка на Фотокине; в 64-м книга "Творческая фотография" (Weegee's Creative Photography; London: Ward, Lock, and Co.).

Умер Виджи 26 декабря 1968 года в Нью Йорке, в возрасте 69 лет.

«Дальнейшая судьба преступников, которых я снимал живыми, была лишь делом времени. Наступал момент, и я уже снимал их мертвыми, лежащими в луже крови. Их последнее фото я старался сделать предметом искусства».

На самом деле, это замечание Виджи по поводу своих работ не совсем верно — предметом искусства он старался сделать каждую фотографию. Независимо от того, какие кадры он фиксировал своей камерой, все они объединены неподдельной простотой и правдой. Они вызывают доверие и сострадание, будь то снимки детей, влюбленных, одиноких и бездомных, преступников или же добропорядочных семьянинов.

В 1992 на экраны выходит художественный фильм Ховарда Франклина "Фотограф - Хроникер" (The Public Eye) прототипом главного героя которого стал Артур Феллиг (Уиджи).

Цитаты Уиджи:

«Когда ты обнаруживаешь связь между собой и людьми, которых ты фотографирует, когда ты плачешь и смеешься вместе с ними, ты на правильном пути.

"Я словно обходил место преступления, не показывая много крови, — вспоминал Виджи .- Я снимал трупы с такого ракурса, который создавал впечатление, что тело ненастоящее … Я очень чувствителен и эстетически уязвим, ненавижу даже вида крови, но одновременно меня абсолютно восхищает загадка убийства . "

«Моя работа неизбежно ведет меня к сценам слез и агоний … Что тут поделаешь?»

«Дальнейшая судьба преступников, которых я снимал живыми, была лишь делом времени. Наступал момент, и я уже снимал их мертвыми, лежащими в луже крови. Их последнее фото я старался сделать предметом искусства».

«Обрабатывая тонны снимков в темной комнате Acme, я пропускал историю через свои руки: взрывы, выстрелы, железнодорожные и пароходные аварии, алкогольные войны, убийства, короли, президенты, все самые значительные события, происходившие в эту эпоху».

«У меня выросли крылья. Теперь мне не нужно было ждать, когда преступление настигнет меня. Я сам мог его преследовать. Вся моя жизнь была настроена на полицейскую волну… В то же время это было совсем не простым делом — зарабатывать на жизнь, будучи свободным фотографом. Нужны были действительно содержательные истории, чтобы заставить редакторов покупать фотографии… Подчас это были очень тяжелые кадры. Во времена великой депрессии люди хотели отвлечься от своих собственных проблем, погружаясь в истории о чужих неприятностях».

«Они все были моими близкими друзьями: гангстеры, убийцы, проститутки, их мадам, мелкие воришки... Есть несколько интересных моментов в нью-йоркских жертвах убийств, они всегда падают навзничь и почти всегда одеты в серые шляпы … Мне кажется, если терпеливо следить за мужчиной в серой шляпе, в определенный момент можно будет снять, как его «сняли».

"Иногда я рыдаю, но ничем не могу помочь".

Фотографии фотографа Артура Феллига (Уиджи) 

tags:

 

Яндекс.Метрика
Back to Top